komitet17 (komitet17) wrote,
komitet17
komitet17

"Создать экономически самодостаточные территориальные единицы" (голос Пензы)

Пензенский политолог Валерий Капленков в статье Кто и как руководит на местах: Система самоуправления в глубинке нуждается в реформе (Литературная газета, Москва, 17-23 мая 2017 года, № 19 /6597/, стр. 5) высказывает мысли, созвучные устремлениям КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОРЫВА, хотя предлагаемое им опять-таки нечто кастратное - без самофинансирования за счет самостоятельной хозяйственной деятельности , как требует КОМИТЕТ, а за счет тупого перераспределения собираемых на территории налогов. Тем не менее взгляд из Пензы на проблему коренного преобразования местного самоуправления в современной России представляется своевременным:

Вместо потёмкинских муниципальных образований нужно создать экономически самодостаточные территориальные единицы, что стало бы важным шагом на пути становления гражданского общества, о котором неустанно твердят депутаты, политики, представители исполнительной власти.

Пятое колесо?

В дореволюционной России было два вида самоуправления: городское и земское. После реформ Александра II возникли элементы гражданского общества не только в просвещённых социальных слоях. Среди крестьянства также уважались люди с активной общественной позицией. Питательная среда их появления – земство, его представительные и исполнительные структуры. Земские органы отнюдь не были пятым колесом в телеге российского управления, как отзывался о них Ленин.

К примеру, в 100-тысячном по числу жителей Керенском уезде Пензенской губернии бюджет земства на 1914 год составлял 229 тысяч рублей – немало по тем временам! Бюджет формировался главным образом за счёт сборов с недвижимости и налогов с прибыли. Земство содержало 41 начальную школу, 3 больницы, 12 фельдшерских пунктов, 19 биб­лиотек, 3 лечебницы, ветеринарную службу. Уездная земская касса мелкого кредита выделяла крепким крестьянам средства на покупку сельхозтехники, мероприятия по сбыту продукции. Земские органы участвовали в благоустройстве дорог.
Любопытна структура земства. Уезд делился на четыре земских участка, их возглавляли земские начальники. Раз в год собиралось уездное земское собрание, избиравшее управу и утверждавшее в должности начальников. Собрание решало актуальные вопросы жизни населения, отнесённые к ведению земства. Это было реальное самоуправление, без параллелизма и дублирования функций.

Впрочем, не стоит отбрасывать и советский опыт, хотя он был чересчур идеологизированным.

Назначенцы «Кузьмича»

Ныне же местное само­управление существует в основном на бумаге. И народ чувствует искусственность того, что именуется самоуправлением граждан. Заправляют чиновники как в госструктурах, так и в муниципальных. Вот картинка из родной Пензенской области.

Главы администраций муниципальных районов назначаются местными представительными органами – районными собраниями представителей – по представлению губернатора. В народе так воспринимают процесс: «Кузьмич поставил… Петрова. Его человек… знать!» А «Кузьмич» – это покойный ныне Василий Кузьмич Бочкарёв. После него ничего не поменялось, система-то старая.

Сама структура местного самоуправления не очень продумана. Есть два вида муниципальных образований: район и поселение. Оба муниципалитета как бы самостоятельны, независимы, но только «как бы». В реальности главами муниципальных районов командует губернатор, а районные начальники – главами муниципальных поселений.

В реорганизации нуждаются не только муниципалитеты, но и их территориальная составляющая. На мой взгляд, муниципальные образования нужно сделать экономически самодостаточными, с реальным самоуправлением граждан.


Жизнь крестьян в Российской империи на цветных фото Прокудина-Горского
не кажется такой уж беспросветной


Чиновники и эксперименты
Например, в восьмитысячном Вадинском районе больница стала филиалом более крупной – Нижне-Ломовской. Отделения полиции, Сбербанка, налоговой службы преобразованы в подразделения соответствующих учреждений соседних более крупных районов. А вот «совместное» функционирование находящихся рядышком районной и местной администраций у жителей Вадинска вызывает закономерные вопросы. К чему этот огород?

Ну и, конечно, чтобы самоуправление было успешным, надо увеличить долю налоговых отчислений в местные бюджеты. Со временем уезды могут превратиться в полностью самоокупаемые административные единицы. На следующем этапе, объединив два-три, а где-то четыре сельсовета, можно образовать волости. Суммы дотаций на них будут ощутимо меньше расходов на содержание сельсоветов по тем же обстоятельствам, что и на уезды в сравнении с районами.

Новой муниципальной территории потребуются органы управления, построенные по-новому. Картина видится такой. Глава администрации и представительный орган избираются населением. Волостные главы назначаются представительным органом уезда по представлению уездной администрации. Депутаты уездного представительного органа избираются в равных долях по одномандатным избирательным округам и от партий, прошедших в местный парламент.
Добавим к этому независимые в уезде СМИ и – увидим на местах набирающее силы гражданское общество социально активных, болеющих душой за малую родину жителей.

Николай Денисов 17.05.2017
В тему - с сайта нашего района:
-У нас в местном самоуправлении опять переворот.
Земское собрание Кстовского района и Городская Дума города Кстово Нижегородской области хотят вдвоем командовать одной исполнительной властью - районно-городской администрацией. Многострадальное местное самоуправление в либеральной России.
Вспомнилась пословица: "У семи нянек дитя без глазу".
И вот на эту тему четыре строчки:
Сумей, товарищ, не упасть:
В ночь родила кстовчанам власть,
Пардон, такого чудака -
Две головы, одна рука!

Да, досталось местному самоуправлению в России за четверть века.
В 1993 году ельцин запретил, в том числе и в Кстовском районе, ненавистный либералам Совет народных депутатов.
В районе было создано Земское собрание и администрация.
Однако глава администрации района взял власть и над Земским собранием.
После его ухода все-таки произошло разделение представительной (законодательной) и исполнительной власти.
Затем нехорошие либералы из верхней власти разделили общий бюджет района на бюджет города Кстово и бюджет остальных (сельских) поселений и соответственно создали Городскую думу и Земское (сельское) собрание с двумя администрациями. В результате город с его химпредприятиями богат, а район (село) обеднел.
Затем Земское собрание (с помощью губернатора Шанцева?), поняв, что не может сельский район существовать без денег города, попыталось оттянуть из города часть бюджета в район. Городская дума не согласилась.
И вот - новый поворот: предлагается две законодательные и одна исполнительная власть.
ПС: шарахания Госдумы по организации местного самоуправления - не на пользу России.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments